Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения вызвана переоценкой ценностей в современном обществе XXI века. Особый драматизм момента связан с духовным упадком, несмотря на то, что развитие высоконравственных ценностей достигло своего апогея и каждый современный и социально адаптированный человек имеет внутренние моральные устои, основанные на принципах, выраженных в Декалоге: не убий, не укради, не прелюбодействуй, почитайте отца и мать и т.д. В условиях духовно-нравственного кризиса общества студенческая молодежь также морально дезориентирована. В современной России "растет неоднозначное разнообразие образов и стилей жизни, нетрадиционных форм поведения, субкультурных групп и объединений молодежи. Идет процесс индивидуализации морали. Общество делегирует право решать, что является моральным, а что аморальным, отдельным лицам и группам людей" [Максимова, 2014, 21].
В связи с этим важнейшая задача современного образования видится в формировании системы ценностей, основанной на исторической преемственности и передаче национальных традиций. Обращение к этим ценностям является одним из основных принципов государственной политики в области образования. В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (п. 38) определено, что на современном этапе происходит возрождение идеалов, имеющих исконно русские корни и позволяющих обратиться к исторической памяти [Булгакова, 2018, 57]. Государство как социальная структура, защищая своих членов, регулирует и обеспечивает эффективность законодательства в отношении личных пороков, представляющих реальную физическую и социальную угрозу для других.
Несмотря на то, что молодому поколению с раннего возраста внушается мысль о пагубности лжи, вопрос «почему нехорошо лгать?» обычно остается без ответа. Опираясь на «Концепцию духовно-нравственного воспитания личности гражданина России» и святоотеческое наследие, авторы попытаются провести анализ степени приемлемости «антиценности» ложь в мировоззрении современной студенческой молодежи, выделят закономерности ее развития и предложат некоторые пути решения выявленных проблем.
Цель исследования – изучить и проанализировать зрелость нравственных устоев молодого поколения.
Задачи исследования:
1) выполнить теоретический анализ научных представлений по проблеме зрелости нравственных устоев молодого поколения;
2) разработать программу эмпирического исследования.
Объект исследования – молодое поколение.
Предмет исследования – зрелость нравственных устоев.
Методы исследования: анализ публикаций, обобщение и систематизация информации, теоретическое моделирование, выявление противоречий, постановка проблемы, выдвижение гипотез.
Структура работы: введение, две главы, заключение, выводы и список литературы.
1 Теоретический анализ научных представлений по проблеме зрелости нравственных устоев молодого поколения
1.1 Нравственные устои: значение, особенности и показатели
Интерпретация понятия "образование" в исследовательской среде является одним из наиболее обсуждаемых предметов изучения. В разные исторические периоды образование понималось как такие категории, которые соответствовали общественным установкам и актуальным задачам соответствующего периода с созданием "собственного идеала воспитанного человека". Впервые вопросами образования заинтересовались философы Древней Греции (Демокрит, Платон, Аристотель и др.), которые акцентировали внимание на зависимости системы образования от характера государственного устройства. В XIX веке . социология стала рассматривать образование как социальный институт, обеспечивающий стабильность и целостность социальной системы [15].
В российской науке А.В. Сухомлинский и К.Д. Ушинский внесли большой вклад в изучение проблемы образования, но они говорили о содержании и сущности образования, не давая четкого научного определения этому понятию. Представители современной педагогики пытаются дать научную спецификацию понятию "образование". Первоначально под образованием понималось, согласно формулировке А.В. Мудрик, осмысленное и целенаправленное воспитание личности [19]. Образование можно отнести к деятельности, поскольку оно обладает основными характеристиками, присущими "деятельности", к таким характеристикам относятся потребности, мотивы, цели, действия, операции и задачи. Л.С. Выготский рассматривал образование как систему. В его понимании воспитание - это спланированное, целесообразное, преднамеренное, сознательное влияние и вмешательство в процессы естественного роста организма [6]. Современное российское законодательство понимает образование как неотъемлемую часть образования, в частности, Федеральный закон "Об образовании" понимает образование как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации через социокультурные, духовно-нравственные ценности и социальные правила и нормы поведения в интересах личность, семья, общество и государство [23].
В настоящее время в исследовательской среде широко распространен взгляд на образование как на некий целенаправленный процесс [15]. Эта точка зрения подтверждается существующей нормативно-правовой базой государства, различными программами министерств и ведомств и т.д. Образовательные программы, предлагаемые государством, должны реализовываться в рамках любого государственного образовательного учреждения. Сегодня в Российской Федерации существует Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. Таким образом, мы считаем, что оптимальной формулировкой образования будет формулировка E.E. Ли, который понимает образование как социально-психологический феномен, представляющий собой систему искусственно созданных социально-психологических условий, способствующих формированию и развитию новых форм поведения, обеспечивающих адаптацию личности к изменяющимся условиям окружающей среды [15]. В этом случае усвоение нового опыта происходит в специально организованных условиях.
Правильное направление мышления - это процесс, который напрямую связан с проблемами образования. Как известно, основная задача образования - совершенствовать человека. В конце концов, человеческая проблема заключается во всех формах образования, таких как мораль, образование, право, экономика и политика. Каждый из них по-своему влияет на воспитание человека, его формирование как личности, в зависимости от предмета его исследования. Нравственная жизнь человека напрямую связана с его нравственным воспитанием. Нравственное воспитание - это непрерывный процесс, обеспечивающий развитие человека как личности, служащий для обогащения качеств человека и избавления его от пороков. Как известно, свойства человека - это духовное богатство не только самого человека, но и общества. Увеличение числа добродетельных людей в обществе влияет на их духовное и материальное развитие и ускоряет развитие всех социальных сфер. Морально-этические нормы формируются на основе социальных отношений и образования. По этой причине влияние социальности и воспитания на человеческую природу сильно. Формирование, формирование и развитие социальных отношений все больше способствуют поведению людей, отношениям между ними за пределами естественных потребностей и возможностей, не связанных с духовностью. Поэтому нравственное воспитание в основном определяет следующие задачи:
- обеспечение того, чтобы люди придерживались высоких моральных идеалов и понимали, что сохранение чести и достоинства - это высшие моральные качества;
– воспитание людей, которые морально чисты, духовно богаты, сознательны и независимы;
- воспитание высокой моральной культуры должны укрепить национальную гордость.
Нравственная жизнь человека связана с его нравственным воспитанием, потому что нравственное воспитание - это один из непрерывных процессов, обеспечивающих развитие человека как личности.
Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. С давних времен в Древней Греции идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. В настоящее время у молодёжи ценности сместились в сторону потребления, а это приводит к обнищанию личности. Как спасти молодёжь от нравственного и духовного оскудения? Это одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями нашей школы. Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Философ и ученый Древней Греции Аристотель придавал большое значение упражнениям в нравственных поступках. Он выделял три источника нравственного воспитания: природные задатки, разум и развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий).
Особенность психического воспитания заключается в его сильной интеграции в образовательную деятельность, но оно может быть реализовано во внеклассную деятельность. Умственное воспитание следует понимать как развитие интеллектуальных и творческих способностей курсантов. Этот тип обучения приобретается курсантами путем участия в интеллектуальных играх и конкурсах на экспертизу и мастерство. Развитое физическое состояние и здоровый образ жизни достигаются с помощью занятий физкультурой как комплекса мер, формирующих положительный имидж и позитивное отношение курсанта к физической культуре и спорту. Политическое образование - очень широкий термин. Политическое образование можно понимать как как самостоятельное направление образования, так и как установку для всей системы образования. В современной педагогике нет единого взгляда на соотношение гражданского и патриотического воспитания [17].
Однако, основываясь на социально-философских взглядах, патриотизм можно отнести к признакам гражданства [18]. Гражданство в педагогике - это нравственное свойство человека. Это качество определяет сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и обязанностей перед государством, обществом и народом; надлежащее использование их гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны [20]. Формирование гражданства как интегративного морального качества человека происходит в ходе политического образования, которое позволяет курсанту чувствовать себя способным. Правоспособность в этом случае может быть юридической, социальной, моральной и политической [31].
Понятие морали и эстетики встречается в античной философии. Во все времена большое влияние на личность признавалась мораль, поэтому в системе современного воспитания на первый план стоит прежде всего проблема морали. Термин "нравственное воспитание" имеет глубокий смысл и характеризуется дискуссиями. Нравственное воспитание как целенаправленное и систематическое действие имеет свою цель. Цель нравственного воспитания состоит в формировании моральных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [96]. Основным средством в процессе нравственного воспитания является использование моральных идеалов. Формирование моральных качеств проявляется в следующих чертах: лояльность, честность, неподкупность, человечность, внимательное отношение к людям, общая и правовая культура [18].
Моральный стандарт - это цели и запреты (существующие в сознании), которые человек использует в качестве образца для построения линии поведения. То есть моральный стандарт - это четкие рамки, за которые человек не может выйти.
Моральное отношение - это оценка норм общественного поведения и их соблюдение. Эта оценка направляется человеком через внутренний фильтр, распознает ее и принимает как руководство для своих собственных действий. Моральное отношение включает в себя:
- поведенческие мотивы,
- саморегуляция и контроль собственных действий,
- Добросовестность,
- чувство человеческого достоинства (с позиции человека, выбравшего для себя определенную моральную позицию).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
3. Федеральные образовательные стандарты НОО, ООО, СОО.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
5. Абдуллина Л. Б. Теоретическая модель развития нравственных отношений личности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа / Л. Б. Абдуллина, Р. А. Резяпова // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 3(82). – С. 5-6.
6. Ашимов Д. Ю. (епископ Николай), Оглоблина Н. М. Формы и технологии трансляции традиционных основ и ценностей российской культуры: опыт сотрудничества ФГБОУ ВО «АМГПГУ» и Амурской епархии Русской Православной Церкви // Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи: материалы V Международной научно-практической конференции в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. Москва, 23 января 2018 г. М: РУДН, 2018. C. 245–254.
7. Балыгина Е.А. и др. Современные аспекты управления деятельностью человека и организации: концептуальный анализ тенденций, рисков, связанных с инновациями / Балыгина Е.А., Круковская О.А., Михайлова Т.А., Рябинина М.В., Федоров О.Г. // Социальные отношения. – 2019. – № 3 (30). – С. 102-117.
8. Башиева Ж.Д., Зухова А.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях инклюзивного образования // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 3 (37). – С. 222-224.
9. Белогорцев Н. Н. Воспитательная работа как форма развития общекультурных компетенций у студентов гуманитарных вузов / Н. Н. Белогорцев // Инновационная наука. – 2017. – № 2. – С. 10–12.
10. Булгакова М. Г. Духовно-нравственное образование в образовательных организациях Иркутской области: опыт и перспективы // Педагогический имидж. 2018. Т. 11. № 3 (40). С. 56–63
11. Дорохова Г. Д. Формирование патриотизма и активной гражданской позиции студенческой молодежи в условиях профессионального образования // Организация практико-ориентированного обучения в профессиональной образовательной организации: материалы региональной науч.-практ. интернет-конференции. Орел: Орловский гос. ун-т им. И. С. Тургенева, 2017. С. 193–197
12. Еремина Ж.С. и др. Взаимообусловленность техногенных и социальных факторов, их влияние на социализацию и психоэмоциональное состояние личности / Еремина Ж.С.; Кашуба А.Г.; Кашуба А.О.; Лозовая В.А.; Михайлов М.Г.; Михайлова Т.А., Переседова И.А.; Федоров О.Г.; Филиппова Е.А.; Яковлева Т.И. // Социальные отношения. – 2017. – № 1 (20). – С. 164-176
13. Ермошина М. А. Эстетическое воспитание в системе морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел / М. А. Ермошина // Вестник Барнаульского юридического института МВД . – 2016. – № 1 (30). – С. 153–155
14. Жигалова, Е. А. Особенности духовно-нравственного развития и воспитания личности курсантов вузов МВД посредством формирования социальной компетентности / Е. А. Жигалова, К. Н. Комлева // Modern Science. – 2021. – № 5-1. – С. 286-298.
15. Кравцов С. С. Понятие воспитательной работы в деятельности органов внутренних дел / С. С. Кравцов // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. – 2020. – Т. 7. – № 1. – С. 45–49
16. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: спец. курс. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 334 с.
17. Максимова Ж. С. Цели воспитания в современной России: социальное содержание в социальном контексте // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). C. 18–24.
18. Мухамеджанова, Л. А. Роль нравственного воспитания в развитии личности / Л. А. Мухамеджанова // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение. – 2021. – № 2(135). – С. 123-133.
19. Наровчатский В.Н., Попова В.В. Нравственные проблемы информационного общества // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. – 2020. – № 5 (7). – С. 12-21.
20. Розина О.В. Аксиологический выбор нравственного идеала в воспитании личности // Антропологическое единство православия, педагогики и психологии. Материалы международной научно-практической конференции в рамках II Епархиальных рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» Волгоград–Урюпинск–р.п. Новониколаевский, 30 октября–1 ноября 2014 г. – Волгоград, 2015. – С. 163–170.
21. Розина О.В. Православные духовные ценности как мировоззренческий выбор педагога // Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе. Сборник материалов научно-практических и образовательных конференций. Выпуск 4. Отв. ред. Розина О.В. – М.: МГОУ, 2008. – С.116–121
22. Ромашина С. Я., Семянников С. Н., Андронова Р. Е., Межина А. В. Диалог культур в личностно развивающем иноязычном образовании // Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик. Материалы Первой международной конференции / Под общ. ред. Е. Г. Таревой, Л. Г. Викуловой. М.: Языки народов мира, 2016. С. 471–475
23. Ряжкин А. О. Зрелость как системообразующий фактор нравственной активности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2019. -№08. -С. 39-43
24. Стасенко М. И. Нравственное воспитание как условие развития личности школьника / М. И. Стасенко // Образование и воспитание. – 2021. – № 5(36). – С. 46-48.